Перевод Гамзина Юрия

 

Этот вопрос является еще одним из часто задаваемых участниками курсов вопросов о подходе. Как и в случае со многими другими вопросами, на него нелегко ответить так, как того хотели бы задающие вопрос, — типа прямого руководства, вроде «используйте это здесь, может быть, здесь, но никогда там». 

У меня часто возникает соблазн ответить «хорошо… это не работает тогда, когда оно не работает», другими словами, указывая на то, что у нас нет четких критериев тех случаев, в которых ОРКТ «не работает». Мы не можем сказать, что это не работает с отдельными людьми, парами или организациями, или там, где, мы имеем дело с насилием или конфликтом, или в связи с какой-либо клинической проблемой, или с более молодыми или пожилыми клиентами, или… Но даже такое разъяснение сбивает с толку и не отличается точностью из-за этого маленького слова «это». Когда мы работаем с клиентом, используя подход, ориентированный на решение, и клиент сообщает об отсутствии изменений, как мы узнаем, что «это» не сработало? 

Говоря так, мы сами исчезаем из утверждения. Мы не можем знать наверняка, что «это» не сработало. Все, что мы можем знать, это то, что наша попытка использовать подход, ориентированный на решение, определенным образом, не привела к тому, что клиент сообщил об изменениях во время нашего контакта с ним. Возможно, изменения произойдут позже. Возможно, другой ориентированный на решение терапевт, использующий этот подход, по-другому услышал бы слова клиента об отсутствии изменений. 

Я часто рассказываю важную для меня историю работы с 10-летней девочкой, ее бабушкой и тетей, домочадцами маленькой девочки, так как ее мама в это время не могла быть рядом. После трех сеансов семья не сообщала о каких-либо признаках изменений, и в конце сеанса я предположил, что, хотя семья сделала все, о чем их просили, и даже больше, сеансы, похоже, не привели к изменениям. Я не хотел, чтобы семья почувствовала, будто я их критикую. 

Они согласились со мной, и затем я спросил: «Если вы готовы доверить мне еще один сеанс, могу ли я попробовать что-то другое в следующий раз?» И снова семья согласилась. Размышляя о том, что можно сделать по-другому, я наткнулся на коллегу, психолога, ориентированного на решение, которая изучала ОРКТ вместе с командой BRIEF, и поэтому я спросил ее, готова ли она вести следующую сессию. Она согласилась, и начиная с четвертого сеанса семья начала сообщать об изменениях. Таким образом, в любом отдельном случае все, что мы можем знать, это то, что способ, которым мы использовали подход с конкретным клиентом в то конкретное время, не привел к изменениям. 

Итак, что же мы можем сказать? 

1. ОРКТ может работать во всех тех ситуациях, для которых оно предназначено, а именно для достижения изменений в области поведения, чувств и мыслей, которые, конечно же, влекут и изменения в отношениях. 

2. Использование подхода, ориентированного на решение, не всегда сопровождается сообщениями об успехе. 

3. Кроме того, подход не предназначен для поиска нового жилья (хотя это очень важно), он не предназначен для трудоустройства людей или выплаты долгов (в равной степени), хотя с этими проблемами можно косвенно работать используя вопросы – «и что будет иначе?» или «представьте, что вы проснулись завтра той версией себя, которая уверенно шла к . . . (работе, новому жилью, погашению долгов)… как вы заметите это?» 

Итак, есть ли какие-либо обстоятельства, при которых мы, специалисты – ориентированные на решение практики можем решить, что ОРКТ не подходит или, возможно, вряд ли будет полезным? 

Я думаю, что, возможно, у меня есть комментарий, относительно одной ситуации, которая бросает нам вызов, когда путь к будущему, который видит клиент и которым он хочет идти, не соответствует тому, что мы делаем. Возьмем простой пример. 

— Итак, какие у Вас самые наилучшие надежды относительно нашей встречи? Как Вы узнаете, что это было полезным? 

«Мне просто нужно понять, как моя жизнь скатилась к этому беспорядку, почему я всегда начинаю что-то, а потом терплю неудачу?» 

«Хорошо, могу я спросить, — если бы вы поняли это, в чем для Вас была бы польза и что иначе было бы в вашей жизни, какое значение это понимание имело бы для Вас?» 

«Ну, я бы чувствовал себя более уверенно, двигаясь вперед – я чувствовал бы себя более мотивированным – я чувствовал бы прилив энергии, полагая, что изменения действительно возможны, что я могу добиться успеха». 

«И если бы вы в конечном итоге почувствовали себя более уверенно, двигаясь вперед, более мотивированным, энергичным и поверили, что изменения действительно возможны — может быть, вы поняли, а может и нет – было бы это полезно для вас?» 

Некоторые клиенты в этот момент могут колебаться и выражать сомнение в полезности, однако после обсуждения они скажут что-то вроде «ну да, я полагаю, что да», и тогда мы приступим к делу, мы сможем работать вместе. 

Однако, если клиент говорит «нет, мне действительно нужно понять», тогда единственный приемлемый путь к лучшему будущему уже предопределен и так же важен для клиента, а может быть, и даже более, чем будущее состояние, которое, как предполагается, вытекает из различий, и этот путь может не соответствовать нашему подходу. 

Поэтому, когда люди спрашивают: «Когда это не работает?», мой единственный реальный ответ: «в тех случаях, когда для клиента путь так же важен, как и результат, и этот путь не соответствует подходу, ориентированному на решение».