Марк Маккергоу
Фрагмент книги “Следующее поколение ориентированной на решение практики. Через расширение границ мира к новым возможностям и прогрессу”. М. – Спб.: Диалектика, 2023.
Перевод Елены Андоскиной
Совершив путешествие по различным взглядам на то, что терапевт делает и чего не делает в ОРКТ, мы можем подвести итоги. Его роль состоит в том, чтобы расширить мир клиента, обосновывая мельчайшие детали взаимодействия в терапевтическом разговоре:
• Признать проблемную ситуацию клиента (не добавляя к ней);
• Интересоваться тем, как клиент заметит прогресс;
• Помочь клиенту установить свои лучшие ожидания, «тему» работы;
• Помочь клиенту построить описания различных сцен из его повседневной жизни с этими реализованными лучшими надеждами, в будущем, настоящем и прошлом, с его собственной и чужой точек зрения;
• Помочь клиенту начать эти описания с «больших» вопросов, таких как чудесный вопрос, шкалирующие вопросы и т.д. (первый этап);
• Помочь клиенту добавить конкретные, заметные, крошечные детали к этим описаниям, используя «маленькие» вопросы типа «какие отличия вы заметите?», «что будет первым крошечным признаком, который заметит Х?» и т.д. (второй этап);
• Участвовать в беседе вместе с клиентом, продолжать исследовать будущее с помощью небольших координирующих действий, включающих кивание, улыбку, заметки, наклоны вперед, реплики «хм-хм», во время речи клиента, задавание вопросов и высказывание утверждений (третий этап);
• Формулировать вопросы и выбирать слова из языка клиента, чтобы помочь ему сфокусироваться на словах, которые связаны с его ожиданиями и полезным опытом, и пропускать слова, связанные проблемами и застреванием.
Это довольно большой список. К счастью, мы рассмотрим, как все это работает на практике, в последующих главах, где будут показаны настоящие терапевтические беседы с комментариями, которые помогут увидеть эти моменты в действии.
Для ясности, вот некоторые вещи, которые обычно не входят в обязанности практикующего в ориентированном на решение подходе.
• «Диагностировать» проблемы клиента, даже если они с вами согласны;
• Говорить клиенту, что ему следует делать дальше;
• Пытаться объяснить печальную ситуацию клиента;
• Вводить громкие слова и идеи, которые исходят из их собственного опыта и знаний, а не практикующего специалиста;
• Интерпретировать ситуацию клиента в соответствии с какой-то приоритетной моделью вместо того, чтобы позволять описаниям говорить самим за себя.
В этой главе очень много говорилось о том, что делает терапевт. Это прочно основано на использовании опыта слушания, формулирования вопросов, составления описаний и подведения итогов.