Перевод Гамзина Юрия

С тех пор, как команда Центра краткосрочной семейной терапии в начале 80-х годов 20 века открыла для себя удивительный эффект чудесного вопроса, Стив де Шейзер использовал его почти на каждой первой сессии. Он считал, что назвать технику Чудесный вопрос было не очень верно, т.к. это не просто вопрос, а способ переключить разговор с клиентом на тему о его будущем. Он предлагал структуру из шести частей, помогающую использовать технику ȅудесного вопроса наиболее эффективно. Далее приводится описание исполнения чудесного вопроса самого Стива де Шейзера из статьи “The Miracle Question” 2000 года. 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 

“У меня есть для вас странный, возможно, необычный вопрос. Вопрос, который потребует немного воображения … 

[Пауза. Подождите, пока клиент как-нибудь не отреагирует, чтобы перейти к вопросу.] 

Представьте… 

[Пауза. Здесь пауза позволяет клиентам задуматься о том, насколько странный и сложный вопрос я могу им задать.] 

После того, как мы закончим нашу сессию, вы пойдете домой, вечером вы сделаете свои обычные дела, возможно посмотрите телевизор и т.д. Затем пойдете и спать. И уснете… 

[Пауза. Это довольно обычные повседневные вещи. В них пока нет ничего странного.] 

И пока вы спите, происходит чудо… 

[Пауза. Контекст для этого чуда – обычная повседневная жизнь клиента. Такая конструкция допускает любые желания клиента, которые только могут прийти ему в голову.] 

И проблема, которая привела вас сюда, решится. Вот так!… 

[Пауза. Теперь в центре внимания клиента конкретное чудо, имеющее отношение к его приходу в терапию.] 

Но это происходит, пока вы спите, поэтому вы не знаете, что чудо произошло». 

[Пауза. Это пауза нужна для того, чтобы позволить клиенту сконструировать свое чудо без обращения к проблеме и без рассмотрения конкретных шагов, которые могут вести к решению.] 

«Проснувшись утром, а) как вы поймете, что это чудо случилось с вами? » или, б) «как ваш лучший друг узнает, что чудо произошло с вами?»

[Подождите. Терапевт не должен прерывать молчание здесь; настала очередь клиента говорить, ответить на вопрос. Если клиент дает какой-то нереальный (с точки зрения терапевта) ответ, то наиболее полезная реакция терапевта – продолжать молчание. Это дает клиенту возможность «исправить» ответ, сделать его более реальным.] 

[Многим клиентам, особенно подросткам, легче описать чудо, глазами других людей. Затем во второй части можно спросить о видении самого клиента.] 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 

«Как ваш лучший друг узнает, что чудо случилось с вами?» или, «Как вы узнаете, что это чудо произошло с вами?» 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 

«Вспомните, пожалуйста, когда в последнее время (возможно, дни, часы, недели) у вас было что-то похожее на день после чуда?» 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 

“По шкале от 0 до 10, где 10 соответствует состоянию на следующий день после чуда, а 0 – положению в тот момент, когда вы позвонили, чтобы договориться о встрече, где вы сейчас на этой шкале – от 0 до 10? ” 

[Эта «шкала прогресса» предназначена для того, чтобы помочь терапевту и клиенту выяснить, где клиент находиться по отношению к его / ее целям в терапии.] 

«На этой же шкале где, по вашему мнению, вы находитесь, с точки зрения вашего лучшего друга?» «На этой же шкале, где бы вы были, когда все было бы как в такой чудесный день?» 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ 

(Вступительный вопрос во второй и последующих сессиях.) “Итак, что стало лучше?” 

[«Лучше» — это конструкция, призванная напомнить терапевту и клиенту, что одна из целей последующих сессий — помочь клиенту описать вещи как с точки зрения того, что стало «лучше». Неспособность начать последующие сеансы с этого вопроса подрывает ценность остальных частей.] 

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ 

(«Шкала прогресса».) «Помните ту шкалу, где 10 означает день после чуда? Где вы сейчас на это шкале? ” 

[Более полезно спросить клиента, не напоминая ему о его / ее предыдущей отметке. Если вопрос задан так: «В прошлый раз вы были на 3, где вы сейчас?», то клиенты, как правило, отвечают “3”. А если использовать более открытую версию вопроса, то они, как правило, называют отметку “выше”, чем они дали на предыдущем сеансе.]