Из книги Peter de Jong, Insoo Kim berg. Interviewing for solutions. Fourth edition.
Перевод Гамзина Юрия.
Как объяснялось ранее, мы задаем вопросы на протяжении всего процесса конструирования решения. Некоторые из них являются открытыми вопросами, а некоторые закрытыми. Общая литература по навыкам проведения терапевтического интервью явно предпочитает открытые вопросы закрытым. Как объясняет Бенджамин (Benjamin A. The Helping Interview with case illustrations, 1987), закрытые вопросы сужают фокус клиента, а открытые расширяют его поле восприятия. Закрытые вопросы также, как правило, требуют неопровержимых фактов, в то время как открытые спрашивают об отношении, мыслях, чувствах и восприятии клиента. Наконец, закрытые вопросы чаще всего рискуют отразить систему взглядов практикующего, в то время как открытые, скорее всего, останутся сосредоточенными на системе взглядов клиента.
Вот несколько примеров закрытых вопросов:
– Вам нравятся ваши родители?
– Вы просили родителей изменить их требования, прежде чем решили их нарушить?
– Вы хотите наладить отношения между вами и вашими родителями?
Ниже приведены примеры открытых вопросов:
– Можете рассказать мне что-нибудь о своих отношениях с родителями?
– Мне интересно, что произошло между вами и вашими родителями в ту ночь, когда вы гуляли до 3 часов ночи?
– Предположим, отношения между вами и вашими родителями наладились; что было бы иначе?
Не путайте открытые вопросы с расплывчатыми вопросами или вопросами, не требующими конкретной информации. Все открытые вопросы в примерах предназначены для выяснения деталей у клиента. При использовании с повторением и включением слов клиентов они обеспечивают эффективное средство изучения деталей того, кто и что важно для клиентов, а также других аспектов построения решения.
Открытые вопросы (или эквивалентные утверждения, такие как «Пожалуйста, расскажите мне об этом поподробнее») также полезны, потому что они согласуются с принципом «незнания». Мы хотим сделать все возможное, чтобы представить нашим клиентам роль экспертов в своей жизни. Открытые вопросы, заданные с неподдельным любопытством, переносят как контроль, так и ответственность на клиентов.
По сравнению с закрытыми вопросами они дают клиентам больше выбора в том, что сказать о себе и как это сказать. Использование открытых вопросов — один из способов уважать и поощрять самоопределение клиента.
Несмотря на рекомендацию использовать больше открытых вопросов, важно признать, что закрытые вопросы также бывают полезны и даже необходимы во время ориентированного на решение консультирования.
Например, Шерил спросила Рози: «Были ли уже времена, скажем, за последние две недели, которые хотя бы немного напоминали то чудо, которое вы описали?»
Мы можем спросить человека, злоупотребляющего алкоголем в течение многих лет, который говорит, что больше никогда не выпьет: «Вы верите, что сможете это сделать?»
Хотя это закрытые вопросы, их задают для установления общего понимания между клиентами и терапевтами в отношении восприятия клиентами своих ситуаций и самих себя. После того, как клиенты ответили, они подготовили почву для того, чтобы терапевты продолжили разговор, используя уже открытые вопросы, в которых запрашиваются подробности о понимании, возникшем в результате ответа клиента на закрытый вопрос.
Следовательно, когда Рози говорит, что четыре дня назад было время, похожее на ее чудо, Шерил задает серию открытых вопросов, начиная с этого вопроса: «Расскажите мне о том времени, которое было четыре дня назад. Чем оно отличалось?» А к клиенту, злоупотребляющему психоактивными веществами, который отвечает «да» на закрытый вопрос о том, считает ли он, что способен больше никогда не пить, терапевт обращался бы с открытым вопросом: «Что вы знаете о себе, что говорит вам, что вы можете это сделать?»