Инсу Ким Берг
Норман Реусс
Перевод: Софья Киселева
Фрагмент книги «Решения шаг за шагом: руководство по терапии зависимостей» (Insoo Kim Berg, Norman H.Reuss. Solutions Step by Step: A Substance Abuse Treatment Manual, 1998)
Что такое «чудесный вопрос»? Силу чудесного вопроса мы обнаружили случайно. В начале 80-х Инсу консультировала одного клиента, который был переполнен эмоциями и никак не продвигался в терапии. Когда Инсу спросила этого клиента, что потребуется для того, чтобы произошел хотя бы небольшой прогресс, клиент ответил: «Потребуется чудо!». С неизменным любопытством Инсу сказала: «Представьте, что чудо случилось…»
Чудесный вопрос
«Представьте, что когда вы отправитесь спать сегодня ночью (пауза), произойдет чудо и все проблемы, которые привели вас сюда, решатся (пауза). Но поскольку вы будете спать, вы не узнаете, что чудо произошло, пока не проснетесь следующим утром. Что будет по-другому утром, что подскажет вам, что чудо произошло и проблема решилась?»
Как использовать чудесный вопрос
Задавая чудесный вопрос, мы уделяем большое внимание трем вещам.
1. Мы говорим «представьте», побуждая клиента к этому действию с помощью выражения нашего лица, модуляции голоса, а также используя паузы в подходящих местах. Мы хотим, чтобы наш клиент оставался с этим повседневным описанием «реальности без проблемы» достаточно долго, чтобы поверить в то, что существование такой реальности возможно.
2. Мы не упоминаем конкретную проблему. Мы используем фразу: «проблемы, которые привели вас сюда», тем самым концентрируем внимание на решении, не связанном с какой-то конкретной проблемой. Мы поняли на опыте, что «решение проблем» очень отличается от «создания решений». Мы хотим, чтобы наш клиент был способен создавать решения, будучи свободным от предписаний и барьеров, ограничивающих его в создании видения «жизни без проблемы».
3. Закончив задавать вопрос, мы делаем долгую паузу. Мы заметили, что клиенты не привыкли к тому, чтобы их спрашивали о чудесных днях. Им тяжело отвечать на такие вопросы. Чтобы ответить на такой вопрос, им требуется много времени на размышления. Дайте им это время. Задав чудесный вопрос, вы можете заметить, что ваш клиент поднимает голову вверх, как будто исследует потолок в поисках ответа. Это в точности то, что делает клиент – ищет ответ. Подождите. Когда наш клиент отвечает: «Я не знаю», – мы ждем еще чуть дольше в тишине, как будто мы не слышали его/ее ответ и не в курсе, что сейчас наша очередь говорить. Клиенты обычно воспринимают это как намек на то, что надо подумать усерднее и в итоге находят более полный ответ. Когда клиенты продолжают настаивать на том, что они не знают, что же будет по-другому в чудесный день, мы говорим: «Предположите!». Ни один клиент еще не оказался неспособным предположить. В итоге, наш разговор про чудесный день начинается. Следующим шагом будет выявление деталей решения.
Визуальная репетиция двигательного поведения
В 70-е годы сборная США по лыжному спорту экспериментировала с появившейся тогда наукой – практической спортивной психологией, применяя обучающую технологию, которая задействовала воображение лыжника. Во время подготовки к состязанию, которая проходила в тренировочном зале, лыжник визуализировал прохождение трассы, этап за этапом, успешно финишируя с победно поднятыми руками. В экспериментах с контрольной группой, лыжники, которые постоянно использовали визуализацию, показывали результаты лучше, чем не визуализировавшая группа. Визуализация стала стандартной частью подготовки атлетов. Все тренеры знают, что лучше давать атлетам просматривать удачные маневры, чем неудачные, учить тому, что делать, а не тому, чего не делать. |
Обычно, отвечая на чудесный вопрос, клиенты начинают говорить про какое-то нереалистичное событие, например: «выиграю в лотерею», «найду фонтан молодости», «обрету вечное счастье». Считайте, что подобные ответы являются способом клиентов обеспечить себе немного времени, чтобы придумать по-настоящему оригинальное решение. После пары смешков, клиенты, как правило, приступают к описанию изменений в повседневной жизни, начиная с утверждений об отсутствии проблемы. Чтобы выявить, что будет по-другому в чудесный день, мы спрашиваем: «Что вы будете делать вместо этого, когда вы не…». Клиенты могут легко заметить, что, когда они «не…», они будут переживать позитивные чувства.
Тогда полезно спросить: «Когда вы почувствуете себя (отдохнувшим), что вы будете делать?» – или задать вопрос, направленный на наблюдение: «Как вы поймете, что вы чувствуете себя отдохнувшим?». Задавая простой вопрос: «Что еще?» – мы стимулируем появление деталей чудесного дня, помогая клиентам его прожить. Обязательно уделите внимание деталям, касающимся повседневных
взаимодействий с другими людьми. Например, вы можете спросить: «Когда вы проснетесь (отдохнувшим), что ваша жена (собака, дети и др.) будет делать такого, чего она еще не делала этим утром?», «Когда она это сделает, то что она заметит в отношении вас? Что сделаете вы в ответ?» и «Что еще будет происходить, пока вы двое будете проживать чудесный день?»
Если клиент видит чудо в том, чтобы изменения произошли с кем-то другим, например: «Мой сын бросит курить марихуану», формулируйте последующие вопросы по-другому. Спросите: «Представьте, что ваш сын бросил курить марихуану. Что тогда он заметит, что будет по-другому в отношении вас?». Или: «Представьте, что ваша жена бросила пить. Что она заметит, что будет по-другому в отношении вас?». Дополните эти вопросы следующими: «Чем это будет полезно?», «Что еще будет по-другому?», «Кто еще заметит, что чудо случилось?» и «Что ваш партнер
будет делать из того, что он еще не делал этим утром?»
_____________________________________________________________________________
Вопрос с полей: «Что вы скажете героиновому наркоману, который, отвечая на чудесный вопрос, скажет, что он проснется, больше не имея ВИЧ?»
Это очень печальная ситуация, и нам бы хотелось, чтобы чудо вроде этого, могло произойти. У нас бывали клиенты, которые отвечали подобным образом. Мы также работали с супругами и родителями, которые хотели бы, чтобы с их близкими произошло такое медицинское чудо. Но тем не менее, мы не можем на этом останавливаться, мы должны двигаться дальше, спросив: «И в этот чудесный день, когда вы узнаете, что у вас больше нет ВИЧ, что вы будете делать?» и «Чем это окажется полезно?» и «Если вы будете делать что-то подобное, может ли это оказаться полезным сейчас?».
В конце концов, вы придете к тому, что чудесный день достаточно хорошо исследован и описан в деталях. Чтобы помочь чуду проявиться, используйте вопросы об исключениях: «Когда за последнее время небольшие элементы этого чуда уже присутствовали?». Поместите эти эпизоды в настоящий контекст, связанный с запросом клиента. Обращайте внимание на любые признаки того, что чудо уже происходит, с помощью вопросов: «Кто..?», «Что..?», «Когда..?», «Где..?» и «Как..?».
Здесь мы придерживаемся предположения, что клиент уже использует решения. Если событие настолько редкое, что признаки чудесного дня невозможно найти в повседневной жизни клиента, мы спрашиваем: «Что вам нужно делать больше, чтобы хотя бы небольшой элемент этого чуда стал реальностью?». Если клиент пока не видит себя, в качестве части решения, мы можем спросить: «Что должно происходить
чаще, чтобы чудо стало возможным?».
Слова «делать больше/чаще» позволяют удерживать клиента в позитивном направлении, а также подчеркнуть, что мы знаем, что что-то хорошее уже происходит, вместо того, чтобы подчеркивать то, как далек он еще от своей цели. Когда клиента поощряют таким образом, ему гораздо легче поддерживать мотивацию.
Работая с отношениями между супругами или детско-родительскими отношениями, мы часто сталкиваемся с тем, что люди, вовлеченные в ситуацию, видят проблему по-разному. Чудесный вопрос помогает клиентам исследовать новые возможности для построения решений. По мере того, как они отказываются от проблемного фокуса, они перестают обвинять друг друга и начинают видеть то общее, что их
объединяет. Вместо того, чтобы видеть свои отношения как набор разных проблем, отвечая на чудесный вопрос, они начинают видеть себя и членов своей семьи как проводников возможностей для изменений.
__________________________________________________________________________
Вопрос с полей: «А разве чудесный вопрос не побуждает созависимую клиентку думать, что в ее силах что-то сделать, чтобы изменить своего мужа-алкоголика?»
Если клиентка отвечает, что ее чудесный день заключается в том, что ее муж бросит пить, мы не подвергаем это сомнению. Не будет никакой пользы, если вы скажите: «Вот видите! Вы такая же больная, как и он. Вам надо перестать думать таким дисфункциональным образом». Мы обнаружили, что лучше задать два вопроса: «Когда ваш муж бросит пить, что он заметит в том, что вы будете делать по-другому?» и «Что вы будете делать для этого?». Эти вопросы могут помочь ей понять, что она может измениться даже до того, как изменится он. Такой подход нацелен на то, чтобы усилить ее чувство контроля над своей жизнью, а не его жизнью, а интервенция направлена на их взаимоотношения.
Когда мы задаем чудесный вопрос паре или семье, мы стараемся ограничиться обсуждением только одного чуда. Мы задаем каждому участнику все вариации вопросов про отношения:
«После того, как чудо случится, какие изменения вы заметите в отношении себя?», «Что заметит ваша мать/отец?», «Как вы думаете, что тогда ваши родственники станут делать по-другому?», «Как вы все поможете этому чуду случиться?», «Что потребуется для того, чтобы эти изменения произошли?», и «Какие изменения они заметят в вас, в ответ на эти их изменения?».
Затем, как и с индивидуальными клиентами, задаем вопросы на поиск исключений, чтобы возвести мостик между чудесным днем и повседневной жизнью и подчеркнуть, что клиенты уже начали создавать их собственные решения. Чтобы помочь нашим клиентам удержаться в ориентированном на решение ключе, мы спрашиваем:
«Что должно произойти, чтобы вы стали делать больше того, о чем мы говорили, или делать это чаще?» и «Как думаете, что потребуется, для того, чтобы это произошло?».
______________________________________________________________________________________________
Вопрос с полей: «Мой вопрос касается недобровольных клиентов, которые приходят благодаря действию уголовно-исполнительной системы. Как вы работаете с клиентами, которые просто продолжают твердить:
«Я выучил свой урок» или «Я никогда больше так не поступлю».
Мы поняли, что когда мы вступаем в прямую конфронтацию с недобровольными клиентами, это оказывается нетерапевтично. Недобровольный клиент обычно либо насмехается и отвергает наши попытки помочь, либо настолько угодливо отвечает на наши вопросы, что это не приводит ни к какому прогрессу в ситуации. Мы различаем «угодливость» и изменения. В тюрьме ценится угодливость. Для нас же ценно изменение и ответственность людей за их собственные изменения.
Задавайте клиенту вопросы, которые помогут ему осознать его собственный процесс изменений. Мы бы спросили недобровольного клиента, который говорит, что он усвоил урок:
«Откуда вы это знаете?», «Как вы поняли, что вы усвоили урок?», «Что поможет вашему партнеру сказать, что вы усвоили урок и никогда так больше не поступите?». За этими вопросами последуют вопросы, проясняющие большее количество деталей.
Мы также зададим нашему недобровольному клиенту вопросы об исключениях, соглашаясь с его мнением о том, что терапия не нужна (ведь он уже усвоил урок) и говорим: «Расскажите мне о случае, когда вы хотели причинить кому-то вред и могли очень легко это сделать, но не стали». Это снизит его стремление защищаться, по мере того, как будет возрастать его любопытство к своей способности к контролю.